Тот миропорядок, который возник по итогам Второй мировой войны, был основан на железобетонном принципе суверенитета отдельной страны и примата территориальной целостности над правом на самоопределение населяющих его народов. Безусловно, мы все жили в реальном мире, далёком от сферичности и вакуума – и поэтому и СССР, и США не один раз локально нарушали иногда дух, иногда даже букву этого принципа – но несистемность и исключительность таких событий лишь подтверждали его. Плох был этот принцип или нет – но он вынул всю мировую цивилизацию из дикой архаики, сделав первый шаг к развитию и прогрессу. Собственно, 60 лет без глобальных войн стали вполне убедительным примером того, что принцип работает.
Крушение СССР означало крушение и самого миропорядка – и Соединенные Штаты принялись за его краеугольный камень – принцип суверенитета. Собственно, все действия США после 91 года на международной арене – это как раз разрушение права отдельного государства на свой суверенитет. Задача США – добиться разрушения “отжившего” международного права и замена его на “новый порядок”, в рамках которого только они могут принимать решение – что именно понимать под суверенитетом отдельно взятой страны.
Нужно отметить, что Штаты многого добились на своём пути. И мытьём, и катаньем они сумели создать совершенно новую ситуацию, когда действия по разрушению стран стали восприниматься вполне обыденно – и им даже находятся высокомудрые объяснения. Инструментом разрушения прежнего миропорядка стали мифические “права человека”, трактовка которых также является монополией США. Во всех странах, в которых беспокойство США равами человека привело к смене режима или трансформации страны, с этими самыми правами всегда – и здесь нет исключений – становилось совсем плохо. Косово, Ирак, Ливия, Сомали – прекрасные примеры.